Духи
русской революции
Сбились
мы.
Что
делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
А.
Пушкин
С Россией произошла страшная катастрофа. Она
ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая
Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности. Нелегко
улавливается связь нашего настоящего с нашим прошлым. Слишком изменилось
выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым.
При поверхностном взгляде кажется, что в России произошел небывалый по радикализму
переворот. Но более углубленное и проникновенное познание должно открыть в
России революционный образ старой России, духов, давно уже владеющих русскими
людьми. Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные
особенности даже тогда, когда они наносят тяжелый удар национальной мощи и
национальному достоинству. Каждый народ имеет свой стиль революционный, как
имеет и свой стиль консервативный. Национальна была английская революция, и
столь же национальна революция французская. В них узнается прошлое Англии и
Франции. Каждый народ делает революцию с тем духовным багажом, который накопил
в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки, но также и свою
способность к жертве и энтузиазму. Русская революция антинациональна по своему
характеру, она превратила Россию в бездыханный труп. Но и в этом
антинациональном ее характере отразились
национальные особенности русского народа и стиль нашей несчастливой
и губительной революции — русский стиль.
Наши
старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее
характер. Духи русской революции — русские духи, хотя и использованы врагом
нашим на погибель нашу. Призрачность ее — характерно русская одержимость.
Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда и
не открывают, они лишь обнаруживают болезни, таившиеся внутри народного
организма, по-новому переставляют все те же элементы и являют старые образы в
новых одеяниях. Революция всегда есть в значительной степени маскарад, и если
сорвать маски, то можно встретить старые, знакомые лица. Новые души рождаются
позже, после глубокого перерождения и осмысливания опыта революции. На
поверхности все кажется новым в русской революции — новые выражения лиц, новые
жесты, новые костюмы, новые формулы господствуют над жизнью; те, которые были
внизу, возносятся на самую вершину, а те, которые были на вершине, упали вниз;
властвуют те, которые были гонимы, и гонимы те, которые властвовали; рабы
стали безгранично свободными, а свободные духом подвергаются насилию. Но
попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России в глубину.
Там узнаете вы старую Россию, встретите старые, знакомые лица. Бессмертные
образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются
в революционной России и играют в ней немалую роль, они подобрались к самым
вершинам власти. Метафизическая диалектика Достоевского и моральная рефлексия
Толстого определяют
внутренний ход революции. Если пойти в глубь России, то за революционной борьбой
и революционной фразеологией нетрудно обнаружить хрюкающие гоголевские морды и
рожи. Всякий народ в любой момент своего существования живет в разные времена и
разные века. Но нет народа, в котором соединялись бы столь разные возрасты, который
так совмещал бы XX век с XIV веком, как русский народ. И эта разновозрастность
есть источник и помеха для цельности нашей национальной жизни.
Великим писателям всегда
открывались образы национальной жизни, имеющие значение существенное и
непреходящее. Россия, раскрывшаяся ее великим писателям, Россия Гоголя и
Достоевского, может быть обнаружена и в русской революции, и в ней столкнетесь
вы с основными оценками, предопределенными Л. Толстым. В образах Гоголя и
Достоевского, в моральных оценках Толстого можно искать разгадки тех бедствий и
несчастий, которые революция принесла нашей родине, познания духов, владеющих
революцией. У Гоголя и Достоевского были художественные прозрения о России и
русских людях, превышающие их время. По-разному раскрывалась им Россия,
художественные методы их противоположны, но и у того и у другого было поистине
что-то пророческое для России, что-то проникающее в самое существо, в самые
тайники природы русского человека. Толстой как художник для нашей цели не интересен.
Россия, раскрывавшаяся его великому художеству, в русской революции
разлагается и умирает.
Он
был художником статики русского быта, дворянского и крестьянского, вечное же
открывалось ему как художнику лишь в элементарных природных стихиях. Толстой
более космичен, чем антропологичен. Но в русской революции раскрылся и
по-своему восторжествовал другой Толстой — Толстой моральных оценок,
обнаружилось толстовство как характерное для русских миросозерцание и
мировоззрение. Много есть русских бесов, которые раскрывались русскими писателями
или владели ими,— бес лжи и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес
отрицания, бес непротивления и многие, многие другие. Все это нигилистические
бесы, давно уже терзающие Россию. (...) ЗАДАНИЕ К ФРАГМЕНТУ
1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
2. В чём суть позиции Н.Бердяева? Выразите своё отношение к прочитанному. Свой ответ аргументируйте, опираясь на прочтение следующих художественных произведений: А.Блок "Двенадцать", М.А. Булгаков "Белая гвардия", М.А. Шолохов "Тихий Дон", "Семейный человек", "Родинка" (по выбору)
|