Воскресенье
17.11.2024
09:20
Воплощение идей
Русский язык. Контрольные и практические работы [4]
Учебно-информационные навыки учащихся [5]
Литература. Практические и контрольные работы [9]
Варианты заданий для организации учебной деятельности и домашнего самоконтроля
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Ольги Рединой. Скоро в школу!
    Главная » Файлы » Литература. Практические и контрольные работы

    Литература. 11 класс. А.И. Куприн "Гранатовый браслет" Семинарское занятие.
    [ Скачать с сервера (30.5 Kb) ] 29.08.2010, 15:43

     

    Опыт прочтения повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (сентябрь-декабрь 1910г.) «Особую силу «Гранатовому браслету» придаёт то, что в нём любовь существует как нежданный подарок, - поэтический и озаряющий жизнь,- среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта». (К.Г. Паустовский)

    «Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренно поют ей гимн, но сами от неё мучительно страдают и едва ли способны довлачить её благополучно до конца – даже при помощи брома и алкоголя. (…)Мы постоянно колеблемся между экзальтированным порывом к жизни и мрачным скептицизмом. Куприну суждено было стать певцом этой странной переходной эпохи, непосредственно примыкающей к чеховской». (Е.Колтоновская «Куприн как выразитель эпохи» 1907г)

    Вопросы для обсуждения:

    1. Какова функция пейзажа в гл.1? Какими выразительными средствами передано эмоциональное переживание (состояние)?
    2. Охарактеризуйте время и пространство в повести. Чего Вера ждёт от 17 сентября?
    3. Какие сведения о главной героине автор-повествователь сообщает читателю до завязки сюжета? С какой целью?
    4. Вера и Анна – контрастные персонажи? Каково значение развёрнутого сравнения двух сестёр?
    5. Раскройте символическое значение подарков, приподнесённых Вере любящими её людьми (мужем, сестрой, Желтковым)?
    6. Есть мнение, что авторская позиция в повести «озвучена» генералом Аносовым? Почему, на ваш взгляд, именно такой человек произносит главные слова в повести? Сопоставьте его реплики с отрывком из статьи А.И. Куприна  «Джек Лондон» (1916г.): Все, кто читают, - а русские читатели в очень большой степени, - как будто изверились (виною литература 19 века) в том, что в человечестве испарилось и выдохлось, пропало навеки героическое начало. Мы уже начали было думать, что человек должен умирать от сквозного ветра, падать  в обморок при виде зарезанного цыплёнка, не верить в дружбу и в слово, не уважать чужих женщин, не любить чужих детей, прятать от чужих припасы и золото. Мы как будто никогда и не знали, что человек, каждый человек, может быть вынослив больше, чем дикий зверь, умеет презирать самые тяжёлые страдания и смеяться в лицо смерти…» Обнаруживается ли общность проблематики в рассмотренных вами источниках? О чём это говорит?
    7. Подарок Желткова выводит Веру из равновесия, так как при его помощи нарушается «логика» её бытия. А зачем Куприн так подробно описал сам подарок? Отчего героиня почувствовала «неожиданную тревогу»?
    8. Каков тон письма Желткова? Что мы узнаём о браслете? Почему Вера должны быть первой и единственной хозяйкой браслета? Как Желтков относится к вещам, которых она касалась?
    9. Реакция Веры на подарок: «Ах, это – тот! – с неудовольствием подумала Вера…»; «теперь не только этот несчастный будет смешон, но  и я вместе с ним»;
    10. Какую роль в повествовании играет сцена «чтения альбома»? Что в этой истории правда, а что – ложь? Почему Вера пытается остановить мужа?
    11. Перечислив мотивы вступления в брак, популярные среди современников, Аносов восклицает:«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть…»? Каково значение этих слов в раскрытии характера Георгия Желткова?
    12. Как Аносов отнёсся к истории о «Пе Пе Же»? (гл.8 со слов: «рассказала… о каком-то безумце…»)
    13. Прокомментируйте сцену «Визит мужа и брата Веры к Желткову». Какие выразительные языковые средства создают динамику в этом эпизоде? Какой момент в сцене вы бы назвали переломным? Почему?
    14. Как можно объяснить, что последние слова в этой сцене Желтков произнёс «надменно улыбаясь»?
    15. В повести много символичных деталей и мистических аллюзий: докажите, что действия, описанные в главе 11, 12 и 13, происходят как будто помимо воли героев. Какими выражениями описана произошедшая в душе княгини перемена?
    16. Зачем Желтков сжигает «всё самое дорогое»?
    17. Каким Вера впервые увидела Желткова? Почему ей вспомнились «великие страдальцы»? (привлеките в качестве контекста значение имени Георгий)
    18. Можно ли назвать Желткова «маленьким» человеком? (контекст: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его» А.И. Куприн; «…странный, сперва забавный, потом трагическмй «ПеПеЖе»…Забавный чудак, он уходит от нас в ореоле благородства, как некий Дон Кихот, как «рыцарь бедный»…»А.Г. Горнфельд)
    Категория: Литература. Практические и контрольные работы | Добавил: Vredina
    Просмотров: 4845 | Загрузок: 380 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: