Опыт
прочтения повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (сентябрь-декабрь 1910г.) «Особую силу
«Гранатовому браслету» придаёт то, что в нём любовь существует как нежданный
подарок, - поэтический и озаряющий жизнь,- среди обыденщины, среди трезвой
реальности и устоявшегося быта». (К.Г. Паустовский)
«Герои Куприна искренне проникнуты сознанием
значения и красоты жизни, искренно поют ей гимн, но сами от неё мучительно
страдают и едва ли способны довлачить её благополучно до конца – даже при
помощи брома и алкоголя. (…)Мы постоянно колеблемся между экзальтированным
порывом к жизни и мрачным скептицизмом. Куприну суждено было стать певцом этой
странной переходной эпохи, непосредственно примыкающей к чеховской».
(Е.Колтоновская «Куприн как выразитель эпохи» 1907г)
Вопросы
для обсуждения:
- Какова
функция пейзажа в гл.1? Какими выразительными средствами передано
эмоциональное переживание (состояние)?
- Охарактеризуйте
время и пространство в повести. Чего Вера ждёт от 17 сентября?
- Какие
сведения о главной героине автор-повествователь сообщает читателю до
завязки сюжета? С какой целью?
- Вера
и Анна – контрастные персонажи? Каково значение развёрнутого сравнения
двух сестёр?
- Раскройте
символическое значение подарков, приподнесённых Вере любящими её людьми
(мужем, сестрой, Желтковым)?
- Есть
мнение, что авторская позиция в повести «озвучена» генералом Аносовым? Почему,
на ваш взгляд, именно такой человек произносит главные слова в повести? Сопоставьте
его реплики с отрывком из статьи А.И. Куприна «Джек Лондон» (1916г.): Все, кто читают, - а русские читатели в
очень большой степени, - как будто изверились (виною литература 19 века) в
том, что в человечестве испарилось и выдохлось, пропало навеки героическое
начало. Мы уже начали было думать, что человек должен умирать от сквозного
ветра, падать в обморок при виде
зарезанного цыплёнка, не верить в дружбу и в слово, не уважать чужих
женщин, не любить чужих детей, прятать от чужих припасы и золото. Мы как
будто никогда и не знали, что человек, каждый человек, может быть вынослив
больше, чем дикий зверь, умеет презирать самые тяжёлые страдания и
смеяться в лицо смерти…»
Обнаруживается ли общность проблематики в рассмотренных вами источниках? О
чём это говорит?
- Подарок
Желткова выводит Веру из равновесия, так как при его помощи нарушается
«логика» её бытия. А зачем Куприн так подробно описал сам подарок? Отчего
героиня почувствовала «неожиданную тревогу»?
- Каков
тон письма Желткова? Что мы узнаём о браслете? Почему Вера должны быть
первой и единственной хозяйкой браслета? Как Желтков относится к вещам,
которых она касалась?
- Реакция
Веры на подарок: «Ах, это – тот! – с неудовольствием подумала Вера…»;
«теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним»;
- Какую
роль в повествовании играет сцена «чтения альбома»? Что в этой истории
правда, а что – ложь? Почему Вера пытается остановить мужа?
- Перечислив
мотивы вступления в брак, популярные среди современников, Аносов
восклицает:«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не
ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть…»? Каково
значение этих слов в раскрытии характера Георгия Желткова?
- Как
Аносов отнёсся к истории о «Пе Пе Же»? (гл.8 со слов: «рассказала… о
каком-то безумце…»)
- Прокомментируйте
сцену «Визит мужа и брата Веры к Желткову». Какие выразительные языковые
средства создают динамику в этом эпизоде? Какой момент в сцене вы бы
назвали переломным? Почему?
- Как
можно объяснить, что последние слова в этой сцене Желтков произнёс «надменно
улыбаясь»?
- В
повести много символичных деталей и мистических аллюзий: докажите, что
действия, описанные в главе 11, 12 и 13, происходят как будто помимо воли
героев. Какими выражениями описана произошедшая в душе княгини перемена?
- Зачем
Желтков сжигает «всё самое дорогое»?
- Каким
Вера впервые увидела Желткова? Почему ей вспомнились «великие страдальцы»?
(привлеките в качестве контекста значение имени Георгий)
- Можно
ли назвать Желткова «маленьким» человеком? (контекст: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно
писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве
человека, о силе и власти его» А.И. Куприн; «…странный, сперва забавный,
потом трагическмй «ПеПеЖе»…Забавный чудак, он уходит от нас в ореоле
благородства, как некий Дон Кихот, как «рыцарь бедный»…»А.Г. Горнфельд)
|