Целесообразным нам представляется
детализировать эффективность системы, используя итоги работ по русскому языку и
обществознанию, традиционно проводимых в течение двух лет – в апреле-мае 10
класса, феврале, мае – июне 11 класса.
Выбор этих предметов – русского языка и
обществознания – обусловлен степенью востребованности учебно-информационных
навыков для успешного выполнения заданий с развёрнутым ответом по этим обеим
дисциплинам учебного плана.
Так, опираясь на содержание
кодификаторов экзаменационных работ по русскому языку и обществознанию, мы
выработали деятельностные критерии для анализа достижений учащихся. Критерии
качества представляют собой ранжирование результатов по типам заданий,
выполнение которых невозможно без вышеназванных умений. В основу оценки
результативности положен процент выполнения этих заданий, а также количество
учащихся, выполнивших данные задания на 100%. (Приложения 11-12 )
Небезынтересным нам показалось и
сопоставление по тем же параметрам качественных результатов Государственной
итоговой аттестации по русскому языку и обществознанию в 2007 году, когда
описываемый опыт был не оформлен даже на концептуальном уровне, и результатов
2009 года.
Анализ полученных данных позволил нам
сделать выводы о том, что планомерная и целенаправленная деятельность по
совершенствованию учебно-информационных умений и навыков учащихся профильных
классов III
ступени привела к значительному повышению уровня овладения этими навыками, что
и подтверждено неоднократно в ходе их применения. Показатели, представленные в ДИАГРАММАХ,
демонстрируют обоснованность выдвинутой в ходе исследования гипотезы.
|