Воскресенье
17.11.2024
08:02
Воплощение идей
Опыт инновационной деятельности [3]
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Ольги Рединой. Скоро в школу!
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Из опыта работы по УМК Г.С. Меркина "Литература"

     

    Из опыта работы с УМК Г.С. Меркина «Литература. 7 класс»

    Автор: Редина О.В.

    учитель русского языка и литературы

    высшей категории,

    руководитель МО учителей – словесников

     МОУ гимназии №1 г. Тюмени

     

                 Для реализации задач литературного образования на второй ступени обучения в программе Г.С. Меркина  предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

    В круг образовательных задач, по намерению автора, входит формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений – составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, фрагмент (композиционную часть) и рассказать об их роли в тексте; умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

    Изучение литературы в основной школе автор программы видит как трёхэтапный процесс. То есть внутри концентра 5-9 класс необходимо учитывать этапы взросления юных читателей, уделяя внимание оценке сформированности общеучебных умений и специальных навыков: техни­ки чтения, умения анализировать и формировать свое отноше­ние к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного.

    Известно, что школьники 5—6 классов отличаются эмоциональной активностью, детальным восприятием прочитанного, характерным для «наивного ре­ализма», свойственного этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризо­вать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эсте­тические, так и нравственные аспекты изучаемого литератур­ного источника.

    На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 клас­сов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое ме­няется в подростках, особенно если идет речь об умениях и на­выках. Например, к 7 классу у боль­шинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (бег­лость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пере­сказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, соз­давать собственный текст и пр.

    В   связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расши­рения представлений о понятиях, с помощью которых характе­ризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики  литературного источника.

            Например, при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских» в 1 четверти 7 класса система материалов и дидактический аппарат учебного пособия  предусматривают для учителя возможность дифференцированного подхода в изучении художественного текста : задания на воспроизведение (виды пересказа – вопросы 1 и 2 на стр.48), задания исследовательского характера для работы со словарями и справочниками (задание 3 на стр.49); задания и вопросы проблемного характера (сравнение, синтез, анализ – вопросы 4, 5, 6 на стр.49); задания повышенной сложности, способствующие расширению внутрипредметных связей – вопросы 7, 8, 9. При этом автор пособия не включает в раздел фрагментов учебно-научных статей, разъясняющих, раскрывающих юным читателям смысл прочитанного. Следовательно, планируя работу в классе важно учитывать, что недавним шестиклассникам пока трудно работать в едином темпе, а также интерпретировать художественный текст с учётом сюжета и жанровой специфики, как того ожидает автор УМК. Поэтому можно организовать работу с текстом «Повести..» следующим образом:

    Тема занятия

    Содержание деятельности

    1

     Система жанров ДРЛ

    Жанровые особенности жития.

    Аудирование. Фиксация лекционного материала в опорном конспекте.

    2

    Контроль чтения по содержанию «Повести о Петре и Февронии Муромских»

    Задания на извлечение необходимой информации из прочитанного текста (приложение 1)

    3

    Черты фольклора и духовной литературы в «Повести...»

    Практическая работа с текстом в классе. Занесение результатов в таблицу (приложение 2) Формулирование выводов.

     

     


    Приложение 2

     

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: черты фольклора и духовной литературы

    Задача практикума: работа с текстом произведения, извлечение фактов, трактовка символичности эпизодов с целью ответить на вопросы повышенной сложности: Чем отличается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» от летописной записи из «Повести временных лет»? Можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием?

     

    Сказочный мотив, фольклорная символика

    Элемент житийной литературы

    Мотив превращения – зло в обличии крылатого змия

    Особая миссия Петра – избранность главного героя

    Волшебный предмет – Агриков меч

    Обретение оружия в храме

    Мудрая девица с уникальными способностями

    (символика таинственного женского начала)

    Мотив искушения

    Чудесное превращение крошек в ладан

    Раскаяние грешников

    Чудесное исцеление

    Уход в монашество

    ...........................

    ...........................

    ............................

    ............................

    *примерные формулировки записей в таблице приводятся без филологических и культурологических комментариев

     

     

           Отработке умений анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста может способствовать работа с учебной статьёй по заранее известным открытым вопросам, содержание которых помогает учителю расставить в беседе с классом необходимые смысловые акценты, а также продолжить обучение конспектированию.

    Так, например, изучению очерков И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Певцы» предшествуют фрагменты отзывов  Н.И. Якушина и И.А. Гончарова о  Тургеневе, а также достаточно объёмная биографическая статья С.И. Липеровской. Однако вопросы, предложенные для осмысления прочитанного, носят обобщённый характер. Учащиеся, не владеющие навыком обобщения фактов, недостаточно точно формулирующие выводы по прочитанному, как свидетельствует практика, затрудняются и в соотнесении фактов биографии писателя с его человеческой и гражданской позицией, выраженной в художественном тексте. С целью коррекции данных затруднений и предлагаются открытые вопросы:

    Вопросы к теме «Творческая история книги И.С. Тургенева «Записки охотника»

    1.    Когда очерки книги автор решил объединить в цикл?

    2.    Почему эта книга стала крупным событием в общественной и литературной жизни России?

    3.    В чём, по мнению писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, главное значение этой книги?

    4.    Н.И. Якушин считает главной заслугой И.С. Тургенева.....

    5.    В чём, по мнению писателя И.А. Гончарова, заключалось условие «Истинно реальной правды очерков» этой книги?

    6.    Какова реакция властей на публикацию книги?

    7.    Какое впечатление детства убедило будущего писателя в жестокости и сумасбродстве барства?

    8.    Почему в полиции на родине писателя завели «Дело о буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева»

    9.    Что после смерти матери сделал Тургенев - помещик для своих крестьян?

    10. С каким врагом писатель решил бороться до конца жизни?

    11. Каковы источники сюжетов для этой книги?

    Организация беседы по таким конкретным вопросам позволяет провести на уроке фронтальную работу в достаточно высоком темпе и в результате в тетрадях семиклассников оказывается «компактный» тезисный план - конспект, к которому каждый из них может вернуться, выполняя последующие задания к художественным текстам.

    Данный вид заданий к учебной статье пособия по литературе позволяет учителю на первом же занятии осуществить выход к главным темам курса литературы в 7 классе: образ писателя, отношения писателя и власти, понимание творчества и творческого процесса – без обозначенных тем гармоничное развитие читателя неосуществимо.

              Следующий вид заданий применяется для включения в читательскую практику семиклассников элементов сопоставительного анализа произведений разных авторов. После изучения стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» возможен обобщающий урок – практикум «Сатирическая направленность литературных произведений 60-70-х годов 19 века». Данному занятию предшествует выполнение устного домашнего задания по вариантам: учащиеся характеризуют прочитанное произведение по плану.

    1.    Автор, название, год создания (можно – краткий комментарий об эпохе)

    2.    Литературный род, жанр (аргументация)

    3.    Время и пространство в сюжете. Продолжительность действия.

    4.    Система персонажей. Ключевые слова и выражения, характеризующие власть и народ.(подчеркнуть карандашом в тексте)

    1 вариант  Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

    2 вариант  М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    В классе в ходе обмена мнениями по результатам выполненного домашнего задания семиклассники под руководством учителя заполняют сравнительную  таблицу:

    Автор, название

    Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

    М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

     

    Год создания

     

     

    Литературный род, жанр

     

     

    Время и пространство в сюжете

     

     

    Образ власти

     

     

    Образ народа

     

     

    Отношение повествователя к изображаемому

     

     

    Позиция автора

     

     

     

    Итогом занятия может быть ответ на вопрос: Почему литература этого периода приобрела сатирическую направленность? В классе с высоким уровнем подготовки - самостоятельное формулирование вывода о сходстве и различиях в трактовке темы взаимоотношений народа и власти, а также осмысление такого важного аспекта в литературе второй половины 19 века, как  представления писателей и поэтов о гражданском долге.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Vredina (31.08.2010)
    Просмотров: 5440 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 dwersesters  
    0
    Данный пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

    Имя *:
    Email *:
    Код *: