Материалы мастер-класса
«Мониторинг знаний, умений и
навыков по русскому языку: от подготовки
к контролю до анализа результатов»
Цель: создание условий для формирования
предметных ЗУН через организацию деятельности на уроке.
1 шаг. Работа с тематическим планированием.
«Разбивка» изучаемой темы на деятельностные блоки.
Главные детские вопросы каждого блока: Что
будут делать дети? Зачем они
будут это делать? Как они будут это делать?
Главный вопрос педагога - Как организовать деятельность, чтобы
каждый из видов предложенной деятельности был результативен?
2 шаг. Отбор содержания учебных пособий или
других источников. Соотнесение требований ГОС по теме и видов мониторинга
сформированности ЗУН, имеющихся в наличии. Приведение их в соответствие друг
другу. (Например, контрольный диктант с грамматическим заданием является не
главной и далеко не единственной формой контроля сформированности предметных
ЗУН)
3 шаг. Изучение темы (теория + практика). Заучивание
необходимых теоретических сведений. Воспроизведение содержания теории по
конспекту в тетради, таблице, рисунку, схеме. Выполнение тренировочных
упражнений. Промежуточный контроль ЗУН через
систему практических работ, ориентированных на ГОС. Работа, которая
проведена и проверена, обсуждается. Многократно повторяется алгоритм
выполнения, заостряется внимание на требованиях к оформлению заданий, на критериях оценочной деятельности
учителя. (Монолог педагога «Пять»
получили те, кто всё честно выучил...» НЕ ЭФФЕКТИВЕН)
Каждая из проведённых практических
работ в итоге становится одним из заданий контрольной работы по теме и учащиеся
должны знать об этом ещё на этапе выполнения тренировочных заданий.
4 шаг. Обобщающий урок по теме. Решение
демонстрационного варианта предстоящей контрольной работы. Обсуждение трудных
случаев, возможных «подвохов». Повторение правил оформления заданий. (см. на
сайте автора раздел «Каталог файлов»)
5 шаг. Контрольная работа в печатном виде на
бланке. Четыре варианта должны быть полностью идентичны демо-версии по структуре,
формулировкам заданий, формату таблиц и (даже!) шрифту.
6 шаг. Анализ выполнения контрольной
работы, выводы учителя о том какие умения достигли статуса навыка, а какие –
нет. (Анализ сформированности компонентов учебной деятельности). Выводы
учащихся о том, что привело к прочному / недостаточно прочному /
эпизодическому усвоению темы.
7 шаг. Индивидуальная работа с учащимися, которые
выполнили верно менее 50% предложенных заданий.
|